Сверхсознание?
– История
Неделя 8
Добро пожаловать на неделю 08!

В нашей последней неделе марафона мы рассмотрим состояния максимальной концентрации при работе с данными и обсудим подходы связанные с донесением открытых нами инсайтов до широкой аудитории. Ускорим процессы проектирования многошаговых презентаций. Разберемся со структурой историй основанных на данных.

Легкое практическое задание этой недели – на развитие творческого подхода при придумывании историй. Датасет с результатами зимних олимпийских игр позволит нам построить несколько типов историй, рассматривая данные с разных сторон и опираясь на заготовленные нами вопросы.

Мы также продолжим обмен опытом с коллегами, в Телеграм-чате @tableau_chat по темам, актуальным на этой неделе. Ориентируемся на максимальную практичность диалога и на применение лучших практик работы в Tableau.
Так как количество материала на этой странице рассчитано на целую неделю, то лонгрид получился объемным. Воспользуйтесь переходом на основные темы недели ниже.
ЗНАНИЯ
Убираем временные и пространственные рамки: попрактикуемся подавать наши инсайты в различных подходах выстраивания дата-историй. Медитируем регулярно
датайога
Истории на основе данных
Если нам удалось настолько растворить пользователя в интерактивном продукте, что его ум слился с дашбордом воедино, то мы привели пользователя в состояние сверхсознания. И в этом состоянии мы можем собрать все инсайты в единую историю и зафиксировать их для последующих стадий коммуникации или принятия решений.
ОБ УРОВНЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УМА

На начальных уровнях, деятельность ума происходит скачкообразно: наши мысли, эмоции и ощущения сменяют друг друга с огромной быстротой. Мы можем их почти не осознавать и сложно находим связывающие нити. Но потом мы можем впадать в ступор и практически не действовать. Всякое желание наблюдать и реагировать практически отсутствуют. Причиной такого состояния может быть переизбыток данных и противоречие в целях проведения аналитической работы.

Такое состояние может быть реакцией на глубокое разочарование, когда что-нибудь очень желанное оказывается недостижимым, например невозможность проведения определенного вида анализа из-за неправильной структуры данных или некачественных информационных потоков. Неудачные попытки получить доступ к нужным корпоративным данным, у многих людей приводят к ситуации, когда они просто сдаются и больше не хотят ни о чем знать. Еще одно состояние ума является наиболее распространенным, когда ум движется, но его движения не имеют постоянной цели и четко выраженного направления. Ум сталкивается с препятствиями и сомнениями. Он колеблется между пониманием того, что он хочет сделать, и неопределенностью, между уверенностью и неуверенностью. Приближаясь к верхним уровням, ум учится избегать отвлекающих факторов, и самое главное – мы приобретаем направление, в котором мы можем продвигаться вперед, удерживая на нем свое внимание.

Занимаясь датайогой мы можем создать условия, которые заставят ум постепенно перейти с одного нижнего уровня к верхнему. На самом верхнем уровне ум целиком и полностью сосредоточен на дашборде. Ум полностью поглощен интересом к тому, что вы делаете.
На восьмом шаге дата йоги деятельность ума характеризуется устойчивой фиксацией внимания
Сверхсознание это уже ваша история
О СИЛЕ ИСТОРИЙ

Каждый человек не похож на других и имеет свой уникальный жизненный опыт. Поэтому существует так много рекомендаций в помощь практикующим дата йогу. Тем или иным способом, вы можете привести свой ум в состояние, в котором он обретает понимание и способен действовать с максимальной концентрацией. В этом максимальном состоянии вы видите и знаете. Это не то, что другие никогда не смогут увидеть, это то, что другие пока еще не видят. Мы можем задействовать силу историй, чтобы открыть другим увиденное нами в состоянии сверхсознания.
Максимальная сила и интенсивность деятельности ума в определенном направлении может привести вас к заключению, что такие способности как наблюдение, рассуждение, память и воображение могут не эффективно использоваться. Но это не так. В датайоге эти способности жизненно необходимы. Но если ум предоставлен самому себе, и не имеет входных вопросов или гипотез, то он, будучи открытым для внешних влияний, вырабатывает свой собственный образ действий и теряет устойчивость и ясность.
запоминающиеся данные
Большинство из вас так или иначе работает с данными, и, скорее всего, их анализирует самостоятельно. Когда вам необходимо донести до кого-либо данные или сделанные вами выводы – стоит задуматься над созданием data storytelling – истории, на основе данных.

Когда мы решаем составить историю на основе данных, мы используем преимущества как и простых историй (как в книжках и фильмах), которые эмоционально вовлекают, так и самих данных, которые несут в себе важную информацию. Цель заключается в том, чтобы взять данные, представить их в форме впечатляющей истории и рассказать их лицам, принимающим решения. Качественно рассказанная история на основе данных может побудить к действию, заставить принять решение.
Чем отличаются дашборды от историй?

Как только мы – разработчики – получаем данные для анализа, нам нужно спросить себя: необходимо ли анализировать данные и самостоятельно интерпретировать результат анализа? Например, когда мы создаем дашборды, мы сводим к минимуму показ выводов нашего собственного анализа, вместо этого перекладывая эту обязанность на конечного пользователя. Не смотря на то, что мы заранее подготовили диаграммы и графики, настроив логику взаимодействия, мы не предоставили своих собственных выводов. Мы показываем данные без какой-либо интерпретации и предубеждений, как это делают статистики.
Напротив, когда мы решаем проанализировать данные и предоставить наиболее важные результаты при помощи сторителлинга и историй, мы выступаем в роли журналистов и писателей. Истории сопровождаются аннотациями и выводами к данным. Но что если мы что-то пропустили? Рассказ историй на основе данных требует смелости.
Прежде чем вы начнете разработку истории на основе данных, уделите некоторое время, чтобы подумать о цели вашей истории и о том, как вы хотите "провести" пользователей по этой истории. Будет ли это призыв к действию, простой рассказ или вы рассказываете о каком-то кейсе/случае? Вы также можете вести историю разными путями, например, начиная с вашего вывода или начиная с деталей и заканчивая выводом.
Вы можете также решить, хотите ли вы начать с итогового вывода и после него рассказать саму историю, или показать в начале все детали, и только потом придти к заключению? Первой подход хорошо работает для занятой аудитории, для которой важно быстро видеть вывод.
При подготовке самого смысла истории, используйте наброски и скетчинг. И только после утверждения, даже для самого себя, этого макета – переходите в инструмент.
Истории на основе данных в tableau
В Tableau поддержка историй на основе данных проходит при помощи stories/storyboards – историй. Истории – это последовательность нескольких рабочих листов и дашбордов в виде единой цепочки повествования, которое выстраивается при помощи слайдов (story points).

Истории в Tableau могут быть основаны на разных листах книжки или же на разных срезах данных одного листа (изменения выборки фильтров, параметров и т.д.). Например, вы можете добавить один и тот же дашборд в разные слайды истории, и выбрать на каждом слайде свой уникальный набор фильтров, "поворачивая" данные разными срезами.
Советуем материалы из прошлого Марафона
Для детального погружения
В первые две недели Марафона 8 Ступеней мы уже использовали подходы к созданию историй: первая история касалась проверки гипотезе о выгодности предложения по сотовому оператору, а вторая – вопросов без ответа с Tableau Forum.

Образовательный бесплатный Марафон по Tableau от DataYoga

Образовательный бесплатный Марафон по Tableau от DataYoga

Наши советы по работе с историями
Мы сделали подборку советов, которые помогут вам лучше понять истории и быстрее в них ориентироваться.
Рабочие листы или дашборды? В слайды историй можно добавлять как рабочие листы, так и дашборды. Однако, если вы хотите использовать простые рабочие листы – попробуйте скомпилировать их в такие же простые дашборды. Дело в том, что вы не можете контролировать макет, положение фильтров и легенд на рабочих листах, однако можете это делать на дашбордах. В этом случае, вам будет гораздо удобнее подстроить макет под свои задачи и вы будете уверены, что элементы выглядят одинаково хорошо как на дашборде, так и на слайде истории с этим дашбордом.
Используйте правильные размеры. Истории имеют свои настройки размера отображаемой области. На практике, размеры истории будут больше, чем размеры вашего дашборд, так как требуется дополнительное пространство под шапку и боковые отступы.

Для того, чтобы работать было удобнее:
+ используйте Automatic размер для дашбордов, которые затем хотите добавить в историю. Тогда содержимое дашборда будет подстраиваться под размеры истории и вам не придется подгонять его по пикселям.
или
+ используйте опцию Fit to Story в настройках размера дашборда. Эта опция становится доступна при создании непосредственно Story в рабочей книжке Tableau и задания ее размеров. После этого, на дашбордах, вы можете выставить опцию подгонки под конкретную историю в этой же книжке.
Используйте согласованное форматирование ваших слайдов истории. Убедитесь, что вы использовали одинаковые шрифты, цвета, макеты для каждой вкладки и рабочей книги. Единообразие позволяет поддерживать общий стиль повествования, не отвлекая лишний раз. Постоянно меняющийся шрифт заголовков, цвета или картинки будут сбивать аудиторию с просмотра слайдов истории.

Будьте проще. Достаточно частая ошибка – попытка добавить слишком большое количество листов и дашбордов в историю, уместить слишком много данных. Это выливается в переизбыток вкладок истории, которые люди не в состоянии прочитать. Попытайтесь ограничивать себя минимально необходимым набором слайдов.

Конечно, простота каждой отдельной вкладки тоже важна. Всегда уместный совет: посмотрите на вашу работу свежим взглядом и подумайте, как бы ее воспринял человек, который увидел эту историю в первый раз.
+ достаточно ли заголовков и пояснений для понимания?
+ понятны ли графики с данными?
+ не перегружено ли визуальное оформление?
+ считывается ли основная мысль?
Каждый элемент должен выполнять функцию. Если подписи, заголовки, легенды не нужны – избавьтесь от них.
Учитывайте время загрузки на сервере. Чем дольше история будет открываться для просмотра на сервере, тем меньше людей будут ее просматривать и возвращаться к ней. Постарайтесь сделать вашу работу быстрой.

Например, фильтры Only Relevant Values (вместо All Values) и Exclude (вместо стандартных Include) фильтры увеличивают время запросов. Точно также, отрицательно сказываются про производительности диаграммы с очень большим количеством отметок (значений) на визуализации. Мы уже говорили о процессе тестирования и вопросах производительности на прошлых неделях Марафона. Все замечания по дашбордам применяются и к историям.
Добавляйте аннотации. Текстовые пояснения к данным в истории позволяют сделать акцент на определенных аспектах в самих данных, что, в свою очередь, помогает в выстраивании всего повествования. Аудитория будет изучать текст от заголовка до финальных сносок, шаг за шагом разворачивая историю и приближаясь к выводам.
Добавляйте слайд с выводами. Как мы писали выше, слайд с выводами – отличный способ сэкономить время вашей аудитории. Выводы могут быть добавлены как в начале, так и в конце истории при помощи элемента Text Box, доступного в интерфейсе истории.
Вдохновляйтесь. Ищите лучшие примеры и смотрите на них с разных точек зрения: подача, визуализации, подписи, шрифты, цвета, формат, адаптивность. Для этого, отслеживайте датавиз-блоги, ссылки на которые мы даем в течение марафона и, конечно, Tableau Public.
ОПЫТ
Практикуемся на представленных датасетах, ищем инсайты с помощью визуальной аналитики, задаем правильные вопросы и проверяем гипотезы. Обсуждаем идеи и подходы с коллегами по Марафону
inspired by DI.FM
На заключительной неделе, мы хотим предложить сделать вам свою историю Зимних Олимпийских Игр: сколько медалей было заработано каждой страной, в каких соревнованиях участвовали спортсмены, кто чаще проигрывал... Датасет обладает большим количеством потенциальных историй. Вы можете придумать свою или начать работу на основе наших вариантов развития.
В источнике собраны данные по заработанным медалям за всю историю Игр. Каждая строчка – одна медаль, которая принадлежит конкретному спортсмену, либо сразу всей сборной страны.
Структура источника данных
Таблица содержит следующие поля:
  • Year – год проведения олимпийских игр
  • Sport – вид спорта, по которому была заработана медаль
  • Event – соревнование
  • Country – страна-участница, в чьей команде находится спортсмен. Есть бывшие страны, которые существовали на момент проведения игр (СССР, Чехословакия, и др.)
  • Gender – пол спортсмена. Мужской, женский и "смешанный". Смешанный пол – применим к командам смешанного типа
  • Medal Rank и Medal – числовое и текстовое значение ранга медали
  • Name of Athlete or Team – Имя спортсмена или название команды (сборная страны)
  • Age of Athlete – возраст спортсмена. Если медаль выиграла сборная команда, возраст не указан
Варианты историй

Исследование олимпийских игр от года к году
+ Сколько всего спортсменов участвовало?
+ Когда было наибольшее количество спортсменов?
+ На каких играх завоевано больше всего золотых медалей?
+ Средний возраст участников

Исследование одного вида спорта
+ Какая страна чаще всего побеждает?
+ Кто ее основные соперники?
+ Спортсмены какого пола в ней преобладают?
+ Средний возраст победителей в этом виде спорта?

Исследование результатов одной страны
+ Динамика побед
+ Самый неудачный год для сборной страны?
+ Средний возраст спортивной сборной?
+ В каком спорте больше всего спортсменов?
+ Каково соотношение золотых медалей к остальным?
+ Кто из спортсменов приносит больше всего медалей?

Исследование карьеры известных спортсменов
Пройдите путь от изучения источника данных до постановки задачи и визуализации интересных инсайтов.
Задания
  • Найти 3 инсайта в данных путем визуальной аналитики
  • Ответить на 3 предварительно поставленных вопроса
  • Проверить 1 гипотезу
  • Поделиться идеями и находками в чате Марафона
Датайога не бывает пассивной. Мы должны глубже проникать в процессы окружающей нас жизнедеятельности, и чтобы делать это хорошо, мы должны работать над собой и быть внимательны в своих действиях
ВДОХНОВЕНИЕ
Рассматриваем ресурсы для собственного обогащения и новых знаний по выстраиванию историй
В качестве материала для вдохновения, мы предлагаем познакомиться с еще одним исследованием относительно сюжетных линий в разных материалах: СМИ, новостях, комиксах – и дашбордах. Как можно выстраивать истории на основе данных понятно, полезно, и главное – читаемо.
Структура историй на основе данных
В журналистике, многие истории на основе данных не имеют сюжетной линии, а рассказывать просто факты без особой структуры. Это отражает популярный стиль письма "перевернутой пирамиды", который в начале повествует наиболее важную информацию, за которой следуют доказательства первоначального вывода.

Однако в исследовании было найдено подмножество историй, которые следуют более структурированному подходу. Эти истории начинаются с утверждения или вопроса, но не спешат доказывать первоначальный тезис в качестве финального вывода. Постепенно, они раскрывают выбранную тему при помощи связанных фрагментов текста, которые собираются в общую картину и подтверждают тезис в самом конце.
Перевернутая пирамида – это подход к написанию журналистских статей, при котором необходимо указать самую важную часть информации в заголовке, а затем добавить следующую наиболее важную информацию в открытии (подзаголовок или лид – ведущий или главный абзац), а затем добавить остальную информацию по убыванию важности.

Многие информационные материалы в новостных СМИ следуют этой структуре, при которой у них есть четко определенное и структурированное начало, но невнятное окончание. Преимущество перевернутой пирамиды состоит в том, что такой подход позволяет читателям понять суть истории, даже если они прочитают только заголовок или несколько первых предложений. Но недостатком выступает нехватка четкого окончания. Таким образом, перевернутая пирамида формирует только один конец истории, оставляя другой открытым.
Более классические истории, такие как сюжеты фильмов и литературных произведений, обычно не рассказывают всю информацию заранее, а постепенно раскрывают сюжетную линию и характер персонажей. На ранней стадии мы почти ничего не будем знать о героях произведения, со временем узнавая их лучше и лучше. Драматичные повороты и разоблачения обычно оставляются под конец историй. Важно то, что окончание связывает воедино события истории и обеспечивает форму для закрытия всего сюжета.

(Посмотрели финал последнего сезона Игры Престолов?)
Трех-актовая структура
Одним из ярких примеров структуры повествования, является 5-этапная модель EIPPR – Establisher, Initial, Prolongation, Peak, Release (если попробовать перевести, то – Основа, Начало, Продолжение, Пик, Завершение). Модель была придумана Нилом Коуном (Neil Cohn) – американским ученым когнитивного и комиксов. В большинстве четырех-панельных комиксов, он видит 4 этапа: EIPR без этапа Prolongation.

Коун также говорит о том, как мы читаем последовательные изображения кадров: в процессе чтения присутствуют элементы визуальной грамматики, которые он объясняет путем измерения спутанной реакции мозга при неполной последовательности элементов – как в комиксах.
Никто не говорит, что структура EIPR лучше всего подходит для историй на основе данных, но его структурная классификация фреймов обеспечивает хорошую основу для анализа новостей. Несмотря на то, что панели в комиксе обычно представляются на общем едином развороте, они все равно читаются последовательно.
Neil Cohn
В исследовании предлагается новая модель, которая отражает EIP-подход Нила Коуна, но по-своему. Структуру можно назвать CFXO:
  • C – Claim, Question – Утверждение или вопрос. По сути, первоначальная гипотеза, на которую нет простого и быстрого ответа
  • F – Facts, Evidence – Факты и подтверждения. Здесь показываются улики. Этот аспект может быть тщательно выведенным и не является простым.
  • X – Explanation – Объяснение. Факты могут чередоваться с объяснениями механизмов, как читать визуализацию и т. д.
  • O – Conclusion – Вывод. Последний шаг связывает представленные доказательства с первоначальной гипотезой. В некоторых случаях финальные факты также выступают как
    выводы.
Neil Cohn
При этом, комбинации этих этапов могут немного отличаться друг от друга. В самом простейшем случае, структура будет иметь вид CF+О – утверждение, за которым следует один или более фактов и заключение. Более сложные структуры тоже возможны, однако, они больше повторяют простую структуру несколько раз: C(F+О)+ или C(F+O)+О. В первой структуре вывод последнего блока также служит общим выводом, в то время как последний будет иметь отдельный общий этап вывода.

В наших обозначениях простая перевернутая пирамида будет обозначаться как OF+ . Модель CFO отличается от нее не только формальной структурой, но и тем, что она обеспечивает четко определенный конец истории. Читатели должны прочитать или посмотреть всю историю, чтобы понять аргументы. Это может заставить их прочитать больше истории. У структуры также есть определенная линия, что делает ее похожей на классические истории.
Существует много вопросов к размышлению над улучшением предложенной структуры повествования, например, должна ли мотивация выступать в качестве начальный гипотезы или вопроса? Какие из множества возможных структур, описанных выше, работают лучше других? Является ли отдельный вывод лучше, чем совокупный объединенный "факт +вывод"? Какое количество этапов/панелей/кадров хорошо работает на удержание внимание аудитории до конца истории?

Вы можете посмотреть примеры разборов разных журналистских историй вместе с анализом их структуры в тексте статьи.
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
От ... и до...
ПОЛЕЗНЫЕ КНИЖКИ
Сегодня на полке у нас две замечательные книги помогающие взглянуть на происходящие вокруг нас события с разных сторон, как с точки зрения интерпретации и понимания фактов, так и из представления в виде историй. Миксуем научный и литературный жанры вместе.
Info We Trust
R J Andrews
"Информация, которой мы доверяем" показывает, как заставить людей верить в информацию. Она написана для всех, кто не только хочет лучше понять и увидеть вещи, но и хочет помочь другим людям увидеть вещи лучше. По пути изучения этого потрясающего издания вас ждет великолепная приключенческая история в великой саге о нашей информационной цивилизации, которая включает в себя более 300 оригинальных иллюстраций, нарисованных автором специально для этой книги.
Упражнения в Стиле
Раймон Кено
Знаменитые «Упражнений в стиле» гениального французского писателя и словесного экспериментатора Раймона Кено (1903-1976). В них одна обыкновенная история, свидетелем которой Кено стал в мае 1942 года в переполненном парижском автобусе, рассказывается девяноста девятью разными способами, литературными стилями и жанрами. Кено использует разнообразные научные или профессиональные жаргоны — ботанический, зоологический, гастрономический, алгебраический, философский, а также разговорные жаргоны — провинциальный, утонченный или простонародный. В результате мелкая, практически безынтересная история поворачивается столькими гранями, сколько трудно заподозрить и в фундаментальной композиции.
АРТЕФАКТЫ
Помогут вам лучше усвоить и вовремя вспомнить основные элементы методик, подходов, последовательностей действий, проверенных практик
Эти постер поможет вам с освоением основных элементов сторителлинга, полезные для создания и детальной проработки ваших проектов. Нажмите на изображение, чтобы скачать постер. Для желающих детально изучить структуру этого шедевра - рекомендуем разбор таблицы Сторителлинга в блоге Сергея Калинина или изучение интерактивной версии у создателей.
Накапливайте артефакты Марафона, чтобы лучше и эффективнее погрузиться в мир визуализации, в мир Tableau.
~
Итоги восьмой недели

Прошли восьмую ступень Дата Йоги, научились проходить через несколько состояний ума при работе с данными и проектировании дашбордов. Наш путь завершился состоянием сверхсознания и мы разобрали подходы, позволившие извлечь из этого состояния максимальную пользу. Остается только практиковаться, чтобы все подходы дата йоги были легки в ежедневном применении и ваши медитации были благословенны. До встречи в чате или до новых совместных марафонов. Виз виз урррааа!
DATA YOGA CLUB